логин :
пароль :
Напомнить пароль?
 
 






» » Советы к написанию дипломных работ

Советы к написанию дипломных работ

Автор: admin от 19-07-2013, 14:17

ПРАВОСЛАВНАЯ РОДНОВЕРЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ВЕРОВЕДАНИЯ

ОТДЕЛ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Проректор по научной работе
Аникеенко Ладомир

Методические рекомендации к выполнению научно-исследовательских (дипломных) работ.

Научно-исследовательская работа студентов связана с углубленным самостоятельным изучением теоретических основ наук, специализацией в конкретной отрасли ведического знания и развитием навыков научного анализа разнообразных проблем теоретического или прикладного характера.
Учебной целью научно-исследовательской (дипломной) работы является углубленное изучение одного из аспектов теоретической или практической деятельности ведического богослова по профилю выбранной специализации. Выполнение студентом такой работы предполагает развитие профессиональной эрудиции, овладение методологией научного исследования, формирование умений и навыков профессиональной деятельности, развитие способности определять актуальные проблемы или задачи в выбранной отрасли знания и находить способы их решения.
Дипломные работы выполняются по профилю предполагаемой специализации под руководством преподавателей соответствующих кафедр специализации. Руководство дипломными работами может осуществлять только преподаватель ПРАВи.
Студенты выполняют научно-исследовательские работы по профилю выбранной специализации на 2,3,4 курсах обучения.
Научно-исследовательские работы студентов направлены на подробное ознакомление с теоретико-методологическими основами выбранной специальности, направлениями научных исследований и актуальными теоретическими и прикладными проблемами в выбранной специальности. Основными учебными задачами дипломной работы этого уровня является обучение анализу существующих теорий и концепций, научение обобщению накопленных в науке знаний, развитие умения давать им оценку, высказывать собственное отношение к прочитанному и делать выводы.
Научно-исследовательские работы также направлены на анализ специфической теоретической или прикладной задачи (проблемы) в выбранной отрасли ведических наук. В них четко определяется конкретная исследовательская сфера интересов, проблемная ситуация, выделяется относительно самостоятельный аспект теоретической или прикладной задачи (проблемы), на который направлена исследовательская деятельность. К основным учебным задачам дипломной работы добавляется: выбор конкретного объекта исследования (психологического феномена, процесса или состояния) и отдельных его проявлений, которые вызывают интерес у студента и подвергаются избирательному, прицельному описанию; выбор теоретико-методологической позиции, с помощью которой можно осуществить непротиворечивое описание вызывающих интерес проявлений исследуемого объекта (психологического феномена, процесса или состояния). Акцент при написании научно-исследовательской делается на конструировании теоретической модели изучаемого феномена (процесса или состояния), позволяющей увидеть происхождение, развитие, динамику, взаимосвязь отдельных проявлений объекта исследования, существенные связи, изменение которых влияет на проявление тех или иных характеристик этого феномена. Моделирование существенных связей между проявлениями объекта исследования предоставляет студенту возможность научиться формулировать гипотетические утверждения в отношении изучаемого феномена.
Научно-исследовательские работы также направлены на выдвижение гипотетических суждений о взаимосвязи вызывающих интерес проявлений объекта исследования в соответствии с выбранной теоретической моделью и составление программы (проекта) самостоятельного эмпирического исследования.
Квалификационная выпускная работа (дипломное исследование) представляет собой завершенное теоретико-эмпирическое исследование специфической теоретической или прикладной задачи, включающее в себя теоретический анализ и обоснование какой-либо проблемы, выдвижение гипотетических суждений о взаимосвязи каких-либо аспектов решаемой проблемы, проверку этих суждений. Возможно апробирование выдвинутых гипотетических суждений в коррекционном проекте.
Целью квалификационной работы является выявление уровня профессиональной эрудиции и методической подготовленности выпускника и оценка его умений и навыков профессиональной деятельности.

Выбор темы и научного руководителя.

Успешность научно-исследовательской работы определяется выбором темы, адекватной познавательным интересам студента. Направления исследований определяются профилем кафедры. Поэтому студенту для начала необходимо собрать информацию обо всех имеющихся в ПРАВь кафедрах:
-    о специализации и сотрудниках кафедр;
-    о научно-исследовательских разработках, проводимых преподавателями кафедр;
-    познакомиться с копиями научных трудов сотрудников кафедр.
Эта информация должна быть соотнесена с познавательными интересами самого студента. Познавательные интересы студента связаны с тем, о каких аспектах жизни и деятельности людей и аспектах профессиональной практики ведического богослова он хотел бы получить более точные, научно обоснованные знания. Сочетание информации о деятельности и специализации кафедры с собственными познавательными интересами позволяет определить конкретную область исследований, в которой студент хотел бы работать.
Определив конкретную область исследований, студент в течение первого месяца текущего учебного года имеет возможность определиться с выбором научного руководителя.

Задача научного руководителя состоит прежде всего в том, чтобы направлять исследовательскую работу дипломника, оказывать помощь ему при написании работы и выполнении других видов обязательных для дипломника работ.

Научный руководитель помогает дипломнику в определении темы, выработке ее плана, читает и обсуждает с дипломником материалы исследования, делает заключение о завершении работы над дипломной работой.

Основная задача научного руководителя – направлять ход исследовательской работы студента. Поэтому не обязательно, чтобы научные интересы преподавателя-руководителя полностью совпадали с познавательными интересами студента. Главный момент выбора: возможность установления с научным руководителем взаимопонимания и рабочих отношений. Научно-исследовательская работа связана с развитием навыков исследовательской деятельности и навыков общения, поэтому выбирать научного руководителя следует, руководствуясь именно этими критериями.
Независимо от того, сделал студент выбор научного руководителя или нет, научный руководитель утверждается (или назначается, если выбор не сделан) кафедрой в зависимости от плана учебной нагрузки каждого преподавателя. Руководителем дипломной работы может быть назначен только преподаватель, имеющий ученую степень (кандидата или доктора ведических наук).
Определившись с общим направлением научного исследования и руководителем, необходимо правильно определить тему дипломной работы. Темы студенческих научно-исследовательских работ должны соответствовать научным направлениям кафедры и согласовываться с познавательными интересами самих студентов. Поэтому преподаватель не предлагает конкретную тему курсовой или дипломной работы, а обсуждает со студентом возможную тему исследования с учетом уровня теоретической и практической подготовки студента, его научных интересов и склонностей, навыков проведения исследования (курса обучения).
Так как научно-исследовательские навыки будущего специалиста являются средством решения практических задач выбранной специальности, то тема курсовой или дипломной работы должна отражать какую-то проблему повседневной жизни или деятельности людей. Проблемой может быть многозначность какой-то ситуации, вопросы теоретической или практической деятельности, на которые можно дать разные ответы. Проблема – это граница между знанием и незнанием, когда имеющихся знаний уже не хватает для решения возникающих в практике вопросов, а нового знания в развернутом виде еще нет.
Тема работы должна отвечать следующим требованиям:
-    актуальность;
-    научная новизна;
-    практическая значимость.
Актуальность темы предполагает соответствие выполняемой работы современному состоянию науки (например, исследование может быть связано с недостаточной изученностью какого-то аспекта проблемы, слабой освещенность вопроса в литературе) и имеющимся на сегодняшний день потребностям практики, насущным проблемам современности.
Научная новизна предполагает внесение какого-либо нового элемента в имеющееся знание: новый взгляд на проблему, новый подход при решении проблемы, новая интерпретация проблемы, проведение эмпирического исследования в конкретной группе испытуемых, сравнение эмпирических результатов на примере разных групп испытуемых и т.п.
Практическая значимость предполагает возможность использования результатов исследования для решения прикладных задач.
Темы дипломных работ обсуждаются на заседании кафедры и затем утверждаются ректором ПРАВи.
Закрепление за студентом темы выпускной работы производится не позже января месяца текущего учебного года.
Во время работы над исследованием тема может быть уточнена совместно с научным руководителем. Самостоятельное изменение утвержденной темы исследования в процессе работы не допускается.

Выполнение научно-исследовательской работы.

После утверждения и закрепления конкретной темы студент совместно с научным руководителем составляет программу и календарный план работы. Другими словами, они определяют этапы, структуру и методы исследования, а также контрольные сроки выполнения заданий.
Основными этапами научно-исследовательской работы являются:
-    библиографический поиск источников информации по изучаемой проблеме;
-    работа с источниками информации;
-    выдвижение или уточнение рабочих гипотез;
-    эмпирическое или теоретическое исследование (сбор данных);
-    анализ результатов и их интерпретация;
-    изложение результатов исследования научному руководителю (подготовка чернового варианта письменного текста);
-    оформление окончательного текста работы, составление пояснительной записки (введения и заключения), выбор и подготовка иллюстративного материала (при необходимости).

Библиографический поиск источников информации.

В соответствии с замыслом (темой) исследования студенту необходимо ознакомиться с уже имеющейся научной информацией по рассматриваемой проблеме. Эта информация может содержаться в учебниках, монографиях, сборниках научных работ (статей), научных журналах, научных отчетах, рукописях или авторефератах диссертаций, депонированных рукописях статей (не опубликованных, но хранящихся в качестве печатных изданий в библиотеках), размещена в сети интернет.
Ознакомление с доступной информацией позволяет определить степень разработанности выбранной темы, что непременно нужно отметить в обосновании актуальности и целесообразности исследования.
Поиск источников следует начинать с просмотра библиотечных каталогов и специальных информационных изданий. Источники для научных исследований необходимо искать в специализированных научных библиотеках или в крупных публичных библиотеках, имеющих научные отделы. Наиболее подходящими библиотеками для работы над научными работами являются областные универсальные библиотеки, а также научные библиотеки крупных городов.
Если вам знакомы конкретные авторы, разрабатывающие выбранную вами тему, их монографии можно обнаружить в алфавитном каталоге. Следующим шагом работы с библиотечными каталогами является поиск источников в тематическом каталоге, в котором имеющиеся в библиотеке книги размещены в соответствии с разделами науки. В научных библиотеках также есть отдельные каталоги рукописей диссертаций и их авторефератов, а также выборочные каталоги наиболее востребованных научных статей в периодических изданиях.
Помимо каталогов в научных библиотеках имеются справочно-библиографические отделы. В них есть специальные информационные издания, в которых помимо сведений о книгах и статьях дается краткий обзор (реферат) их содержания. Такие издания отличаются информационной оперативностью, новизной, широтой охвата источников и рубрикацией по основным направлениям науки, что позволяет быстро разыскивать необходимые источники.
Поиск статей в журналах можно осуществлять по последним в году выпуска номерам. Желательно осуществлять поиск в последних номерах журналов в интервале ближайших 5-7 лет.
Также поиск источников необходимо осуществлять в интернете. Интернет позволяет использовать труднодоступные источники информации и сократить время поиска. Через сеть интернет можно установить непосредственные научные контакты со специалистами, которые занимаются интересующей вас темой, или обратиться к кому-нибудь с вопросом, по которому вам трудно получить информацию в доступной литературе и местных библиотеках.
Вам необходимо составить наиболее полный список источников, в которых может содержаться нужная информация. И затем начать работать с ним.

Работа с источниками информации.

Следует иметь в виду, что в источниках далеко не всегда может содержаться информация, прямо раскрывающая интересующую вас тему. Выбранные вами источники должны, прежде всего, давать представление о всем спектре исследований, затрагивающих тот или иной аспект вашего интереса. Нужно научиться читать разнообразную научную литературу в контексте изучаемого вами вопроса. Сначала будет казаться, что сориентироваться в разнообразии информации невозможно. Но со временем это затруднение будет преодолено, поскольку вы увидите, что по выбранной теме имеются разные точки зрения: вы встанете на одну из них, критически переосмыслите позиции других авторов, отвергнете третьих.
У каждой проблемы есть свои теоретические основания, не разобравшись в которых, трудно сдвинуться с места при ответе на поставленный перед вами вопрос. Поэтому очень важно изучить и изложить в своей работе базовые теоретические знания, лежащие в основе изучаемого феномена. И только после этого можно двигаться дальше –  к изучению частного вопроса или аспекта того, что вы исследуете.
Для правильного чтения литературы и адекватного выполнения исследовательских задач необходимо уточнить, что вы считаете основной проблемой, разрешению которой посвящено исследование. Проблема и тема дипломной работы –  это не одно и то же. Тема определяет общую направленность и границы вашего исследования. Проблема отражает угол зрения, под которым вы хотите проанализировать выбранный аспект теоретической или практической деятельности ведического богослова. Что-то слабо разработано и не может адекватно объяснить все возникающие в практике проявления сторон феномена. Что-то анализируется только с одной стороны, и в литературе нет никаких иных точек зрения, которые могли бы дать другое объяснение вашей темы. Так возникающие в опыте сомнения в полноте всей имеющейся информации позволяют более четко описать с помощью ссылок на источники доступной информации проблемную область, которая вас заинтересовала.
Ознакомление с источниками информации по теме исследования позволяет определить, что является настоящей проблемой и требует проведения исследования (а не просто вашей неосведомленностью – незнакомством с уже имеющимися попытками разрешения интересующих вас вопросов).
Работая с источниками, важно выделить информацию, существенную, на ваш взгляд, для рассмотрения выбранной темы. Решить, что именно нужно выделить, - достаточно затруднительно. Иногда студенты выходят из этого затруднения с помощью подробных конспектов. Это не самый удачный способ решения проблемы. Подробные конспекты будут содержать излишнюю информацию, из которой потом будет сложно вычленить важное именно для вас (а не для автора статьи или книги). Все это будет требовать много времени, которого не бывает много при выполнении учебных заданий.
Наиболее удобным способом работы с источниками является составление карточек (отдельных листов).
Карточки (отдельные листы) могут содержать название темы, раздела темы, ключевого слова. К этому названию прилагается полное наименование работы с выходными данными (пригодится потом для библиографического списка) и библиотечными кодами (если потом потребуется еще раз обратиться к оригиналу).
В карточке (или на отдельном листе) могут быть: общая структура всей работы (с указанием страниц), ключевые высказывания (тоже с указанием страниц), на которые вы обратили внимание, цитаты, ваши комментарии и замечания.

 

Например:

Особенности социализации глухих.

Выготский Л.С.
Воспитание высших форм поведения //
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2003, стр. 508-520.

С. 517. Основная идея о воспитании аномального ребенка – весь аппарат культуры приспособлен к нормальной психофизиологической организации человека. Вся культура рассчитана на слышащего человека. Отсюда возникает иллюзия о том, что культурное развитие есть продолжение натурального (естественного, биологического). Но если глухой ребенок не социализируется в так организованной культуре, то это от того, когда в культуре нет специальных приспособлений, приноровленных к особенностям психофизиологии такого ребенка, а не по причине его «отсталости» или «неполноценности».

Изучение материалов нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых представлены общие теоретические сведения по изучаемой проблеме. И двигаться дальше от общих положений к более конкретным.
В рамках учебно-исследовательской работы важно не просто подробно переписать чьи-то идеи, а переработать их в соответствии с выбранной темой, дать свое изложение этих идей в свете решаемой вами проблемы.
Не следует бояться того, что часть прочитанной информации окажется бесполезной. Это неизбежные издержки работы с источниками. Никогда не пытайтесь «загнать» весь прочитанный материал в свою работу. Обилие необязательных и обширных цитат, которые ничего нового не дают для понимания темы вашего исследования, вовсе не является достоинством курсовой или выпускной квалификационной работы.
При работе над источниками часто бывает полезно обращаться не только к узко профессиональным материалам, но и к работам общеметодологического, философского характера и к материалам из смежных дисциплин.
Гуманитарные тексты подвержены сильному влиянию мировоззрения, этических, политических, идеологических взглядов авторов, а также этических и политико-идеологических установок, господствующих в обществе. Поэтому содержащаяся в источниках информация может содержать неточности, полемические преувеличения и даже преднамеренные искажения, вызванные политической или религиозной конъюнктурой. При проведении учебного исследования необходимо развивать критический взгляд на прорабатываемые источники информации.
Информация, полученная из источников, может быть использована в тексте работы прямо или косвенно. Прямое использование источников заключается в цитировании. Цитирований не должно быть слишком много, иначе могут возникнуть сомнения в том, что было сделано именно вами. Цитаты следует использовать только в тех случаях, когда вам необходимо максимально точно передать мысль автора идеи или для полемики с ней, или для дальнейшего развития и обоснования своих доводов. Цитаты также можно использовать в качестве примеров, для иллюстрации собственных рассуждений и обращением за дополнительной аргументацией к авторитетным ученым. Цитаты обязательно должны быть выделены кавычками и снабжены ссылкой на источник (с указанием страницы, если источник печатный). При цитировании недопустимо искажать авторский текст и подгонять его под цели вашего исследования. При цитировании сохраняются все особенности текста в источнике: орфография, пунктуация, стилистика, особенности языка автора.
Косвенное использование источников заключается в расширенном и произвольном пересказе основных мыслей со ссылкой только на сам источник (без страниц и кавычек).
Ссылки при прямом и косвенном использовании источников даются или по номеру из списка литературы, который прилагается в конце работы, или в виде подстрочной ссылки.

Написание текста работы.

Работа должна состоять из глав и параграфов в соответствии с логической структурой исследования. Параграфы отражают основные теоретические, методологические и эмпирические задачи, решаемые в ходе исследования. Главы отражают этапы или аспекты проведенного исследования.
Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы от общего анализа к особенному и частному.
Название главы не должно быть содержательно шире заявленной темы работы, оно может быть только равновелико ей и уточнять смысл проделанной вами работы. Так как глава отражает только один из аспектов темы исследования, то названия и последовательность глав должны соподчиняться, вытекая одна из другой, и располагаться по степени важности изложения аспектов работы.
В дипломной работе должно быть не меньше двух глав: хотя бы одна теоретическая, посвященная обзору и анализу доступной литературы по выбранной теме, и одна, посвященная изложению данных собственного теоретического или эмпирического исследования.
Выделение параграфов строится по принципу последовательного раскрытия тех или иных аспектов изучаемой темы. Параграфы не должны дублировать друг друга по смыслу и содержанию, а в совокупности они должны полностью раскрывать основную идею главы, в которой они выделены. Другими словами, параграфы и глава соотносятся друг с другом как части и целое. А вот сами параграфы должны быть законченным изложением какой-либо стороны изучаемого феномена. Это значит, что один параграф содержательно не может быть частью другого. Каждый следующий параграф главы должен раскрывать следующую сторону изучаемого феномена, логически связанную с предыдущей. Внутри параграфов также можно делать структурные выделения содержания, уточняющие те или иные характеристики изучаемой стороны явления.
Глава, содержащая описание проведенного вами эмпирического исследования, должна содержать параграфы, отражающие:
-    программу и ход исследования (цели, задачи, объект, предмет, гипотезы, подробное описание выборки исследования, применяемых методов и методик, а также процедуры исследования);
-    полученные данные, их интерпретацию, анализ результатов, сопровождаемый цифрами, таблицами, графиками;
-    выводы по итогам проведенного исследования.
При написании текста работы нужно придерживаться того факта, что исследовательские работы пишутся для других людей с целью информирования их о результатах своей работы. Поэтому принципиальное значение для курсовой и дипломной работы имеет то, в какой форме подан содержащийся в ней материал. Неряшливый, от руки написанный текст, неграмотный язык, опечатки и ошибки могут затруднить понимание вашей работы и плохо повлиять на ее оценку.
Исследовательские работы имеют особый язык изложения – формально-логический, а не художественный или публицистический. Текст курсовой или дипломной работы должен быть доказательным, связным, целостным и законченным по смыслу. Он всегда должен быть направлен на конечный результат – цель исследования.
На последовательность развития мысли указывают вводные слова («вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «значит», «итак» и т.д.). Противоречивость или многозначность обозреваемых идей фиксируется с помощью слов «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее» и др. Причинно-следственные отношения показываются так: следовательно, поэтому, благодаря тому, сообразно с этим, кроме того и т.д. Переход от одной мысли к другой обозначается через выражения: «прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим…, остановимся на…», «рассмотрев…, перейдем к…», «теперь необходимо остановиться (рассмотреть)…» и т.д.
Каждый параграф должен завершаться итогом проделанной работы и фиксировать результат решения поставленной задачи исследования. Для этого следует использовать обороты: «итак», «таким образом», «в заключение отметим», «подводя итог, можно сказать, что…» и т.п. Заключения по параграфам облегчают последующее написание текста заключения по исследованию и текста для выступления на защите работы (на пятом и четвертом году обучения).
Научный текст по стилю – это безличный монолог, в котором вместо местоимения «я» используется местоимение «мы» (подразумевается автор и научный руководитель, научный коллектив кафедры, на которой выполнено исследование).
После чернового изложения основной части необходимо показать текст научному руководителю и приступить под его руководством к написанию введения и заключения по работе.
Во введении кратко излагаются обоснование и основные положения  дипломной работы. Это актуальность темы; цель; объект, предмет и гипотезы исследования; содержание поставленных задач, раскрываемых в параграфах работы; методы исследования и методические инструменты; условия и ход эмпирического исследования; способы проверки полученных данных; теоретическая новизна и практическая значимость работы; структура работы.
В актуальности указывается, почему автор обратился к указанной теме работы (практические и теоретические основания), почему эта тема привлекает его/её интерес, насколько выбранная тема разработана в научной литературе, что уже сделано в этой области и в чем заключается теоретическая или прикладная проблема, заставившая обратиться к именно этой теме и именно в настоящее время. В актуальности темы необходимо указать, кто из отечественных и зарубежных ученых занимался теми или иными аспектами вашей темы, в каком ракурсе, какие недостатки вы обнаружили при работе с источниками информации по своей теме. Другими словами, здесь вы должны обосновать выбор своей темы и продемонстрировать, насколько вы в ней освоились, можете ли вы оценить вклад ваших предшественников в решении данной проблемы. При обосновании актуальности нужно сделать плавный переход от того, что есть, к тому, чем занимались вы – к цели, предмету и объекту вашего исследования. Обычно актуальность занимает 1,5-2 страницы текста.
Цель – это то, что вы хотите узнать в ходе исследования.
Предмет – это часть изучаемого вами явления.
Объект – это та сфера реальности (психика, личность, группа, явление, историческое событие и т.д.), на которую направлено ваше исследование. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Объект – это избранный элемент Яви (реальности), который обладает очевидными границами и относительной самостоятельностью. Предмет – это описание объекта с какой-то точки зрения, в каком-то проявлении. Например, объектом может быть процесс социализации личности, а предметом – система отношений социализирующейся личности.
В заключении описываются итоги вашего исследования: какие гипотезы выдвигались и какие результаты были получены. В заключении результаты соотносятся с целями и задачами работы, оценивается ее успешность, приводятся основные выводы, делаются заключения о возможности практического использования результатов (кто и когда может их применять в своей практике), оценивается перспектива дальнейших исследований по этой теме, характеризуются побочные (непредполагаемые) результаты и идеи, которые возникли в ходе выполнения исследования. Объем заключения обычно составляет 3-5 страниц.
Введение, основная часть и заключение по объему должны включать:
-    70-90 машинописных страниц, шрифтом Times New Roman, интервал 1,5, кегль 14..
После заключения приводится список информационных источников, которыми вы пользовались при написании текста и в ходе работы над исследованием. Каждый включенный в этот список источник должен быть отражен в тексте работы (прямое или косвенное цитирование, ссылка и т.п.). В библиографический список не включают источники, которые не нашли отражения в тексте работы, а также научно-популярные и художественные издания (кроме тех случаев, когда эти издания сами являются объектом психологического исследования или служат примерами, иллюстрациями к критическому анализу их содержания).
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст дипломной работы, размещаются в приложениях. В приложении можно разместить малоизвестные методики, применяемые в ходе исследования, большие таблицы и рисунки, которые только иллюстрируют ход вашей мысли, но не нужны для формулирования основных выводов, которые вы делаете в тексте. Здесь также можно разместить «сырые» эмпирические данные по выборкам испытуемых, на основании которых был сделан дальнейший статистический анализ. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. При наличии более одного приложения, они нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»): Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Если приложений больше трех, то они выделяются в отдельный раздел текста, к которому прилагается список приложений.

Требования к оформление работы

Текст Дипломной работы и автореферата не должен содержать фактических, грамматических, синтаксических и стилистических ошибок. В случае необходимости студент обязан получить соответствующую консультацию у специалиста по русскому или украинскому языку.

1. Оформление текста
    Согласно требованиям Ученого Совета ПРАВи, текст дипломной работы должен быть распечатан на лазерном или матричном (не струйном) принтере ЭВМ.
1.1.    Текст дипломной работы должен быть напечатан через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 21х30 см.
1.2.    Насыщенность цвета букв, знаков и других элементов текста должна быть равномерной в пределах строки, страницы и всей Дипломной работы; контуры букв и знаков – четкими, без ореола и расплывающейся окраски.
1.3.    Дипломная работа, выполненная на ЭВМ, должна быть написана одним шрифтом (14 размер шрифта Times New Roman).
Таблицы и рисунки могут быть выполнены 12 размером того же шрифта.
1.4.    Текст на иностранных языках может быть дан в русской (украинской) транскрипции или впечатан (вписан от руки) – вписывать отдельные буквы и цифры в напечатанные слова нельзя.
1.5.    Поля страниц дипломной работы должны иметь следующие размеры: левое – 30 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.
В каждой строке должно быть 67 знаков (с учетом пропусков), должно быть 28 строк на странице.
1.6.    Все страницы Дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений и литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра «1» не ставится, на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д. Номер страницы проставляется сверху, в центре.
1.7.    На титульном листе каждого экземпляра Дипломной работы, под ее названием, должна стоять подпись студента.
1.8.    Интервалы между параграфами – 2 нажатия клавиши [Enter]; между главами – 3 нажатия клавиши [Enter]; между названиями параграфов и текстом – 1 нажатие клавиши [Enter].
1.9.    Начало следующей главы и параграфа пишется на той же странице, что и текст («без дыр»).
1.10.    Введение, приложения и литература пишутся с новой страницы.
1.11.    Названия глав, параграфов пишутся без точек.
1.12.    Названия глав пишутся жирным и заглавными буквами 14 размера шрифтом  Times New Roman.
1.13.    Страница, следующая за последней страницей со списком литературы, называется «Приложения». Страница нумеруется по порядку, а само слово дается заглавными буквами к шрифту 14 размера.
1.14.    Если приложений больше пяти, то на следующей странице после «Приложения» помещается Список приложений (по образцу Оглавления к Дипломной работы). Слова «Список приложений» даются жирными заглавными буквами к шрифту 14 размера.

2. Оформление таблиц, рисунков, графиков, фотографий
2.1.    Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии в тексте Дипломной работы и в приложениях должны быть либо черно-белыми, либо – только цветными; должны быть выполнены на стандартных листах А4 или наклеены на стандартные листы белой односортной бумаги.
        Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны помещаться под каждым из этих документов и обязательно на той же странице, что и поясняемый материал.
        На фотографиях, наклеенных на листы, должен быть проставлен номер страницы, на которую она наклеена.
2.2.    Текст дипломной работы, рисунки, фотографии не должны иметь лишних пометок, карандашных исправлений, различных пятен, трещин и загибов.
        Набивка буквы на букву, дорисовка и замазывание букв чернилами и пастой не допускаются.
2.3.    Нумерация рисунков и таблиц в тексте – сквозная, в соответствии с порядком ссылки на каждый из этих документов.
2.4.    Слово «Таблица» пишется над правым углом таблицы (до названия таблицы).
        От слова «Таблица» до названия должен быть 1 интервал; от последней строчки названия таблицы до самой таблицы – 1 интервал.
2.5.    Жирным шрифтом 14 размера пишутся слово «Рисунок», а рядом тем же шрифтом – его название.
2.6.    В приложении слово «Таблица» пишется под словом «Приложение» в верхнем правом углу.
2.7.    Названия таблиц и рисунков печатаются шрифтом такой же жирности, как и главы.
2.8.    Условные обозначения пишутся под каждой таблицей и рисунком.
        Словосочетание «Условные обозначения» пишется жирным шрифтом 12 размера, после него ставится двоеточие и перечисляются условные обозначения.

    3. Оформление формул
3.1.    Формулы должны быть вписаны в текст тщательно, разборчиво, обязательно черными чернилами. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко.
        Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели и индексы – не менее 2 мм.

Оформление литературы

1.    Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 189 с.
2.    Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопр. психол. 1971. № 1. С. 144-146.
3.    Вейн А.М., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры // Интуиция, логика, творчество: Сб. статей / Отв. ред. М.И. Панов. М.: Наука, 1987. С. 23-25.
4.    Венгер Л.А., Холмовская В.В. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу // Материалы II Всесоюз. симпозиума. Тбилиси: Мысль, 1974. Ч. 1. С. 262-270.
5.    Пожарская Е.Н. Психофизиологические характеристики лиц с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга: Дис. … канд. биол. наук. Ростов н/Д, 1996. 116 с.
6.    Порошенко А.Б. Нейрофизиологический анализ природы и свойств женской репродукции: Автореф. дис. ... канд. (д-ра) мед. наук. Ростов н/Д, 1985. 19 с.
1) См. Памятная книга редактора. 2-е изд. М.: Книга, 1988. С. 184-239. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998. С. 48-49, 403. Стандарты по издательскому делу / Состав-ли А.А.Джиго, С.Ю. Калинин. М.: Юристъ, 1998. С. 9-11, 222-223.
    В монографиях и статьях обязательно указываются страницы!

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий



Наши преподаватели
Предметы преподавания
Предметы по годах обучения
Огнищанские (выпускные) экзамены
Образец методического пособия по предмету